Групповые технологии обучения

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача — помочь им раскрыться,
развить собственные идеи».
И.Г.Песталоцци

В современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Исходя из этих целей, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности. В развивающей образовательной системе реализуется технология проблемно – диалогического обучения, которая помогает учащимся самостоятельно открывать знания. Мною на практике часто использовался один из семи модулей обучения – «обучение через диалог». Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроках. Диалоговый подход в обучении повышает мотивацию обучения, так как применяется исследовательская работа, как в коллективе, так и индивидуально в школьной деятельности ученика.  Диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими. Обмен мыслями может быть, достигнут через диалог с учениками.

Опытный учитель будет стремиться найти индивидуальный подход к каждому ученику, такой метод взаимодействия , который пробудил бы инициативу, любознательность, доверие и желание искать ответы на поставленные вопросы и способствовать принятию творческих решений. Одним из таких методов взаимодействия на уроке является групповая работа. Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что: возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; меняется характер взаимоотношений между детьми; исчезает безразличие, приобретаются теплота, человечность; сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе, ответственность, такт, умение вести себя с учетом позиций других людей.

Групповая работа требует перестановки парт. Для работы парами удобны обычные ряды. Для работы тройками, а тем более четверками парты расставляю так, чтобы детям, работающим вместе, удобно было смотреть друг на друга.

Желательно вместе с детьми установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.

Например:

  • убедись, что в разговоре участвует каждый;
  • говорить спокойно и ясно;
  • говорить только по делу;
  • не говорить всем сразу;
  • реагировать жестами и знаками;
  • возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
  • обращаться друг к другу по имени.

На  доске показываем правила работы в группах и вспоминаем правила перед тем, как они начнут работать в группах.

Во время групповой работы контролируем ход работы, отвечаем на вопросы, регулируем порядок работы, в случае необходимости оказываем помощь отдельным ученикам или группе в целом.

Соединяем детей в группы с учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Самому слабому ученику нужен не столько «сильный», сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Двух озорников объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с такими детьми доверительный контакт). Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к «слабеньким», им нужен партнер равной силы. По возможности лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, со слишком разными темпами работы.

При оценке работы группы подчеркиваем не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.

Группы учащихся могут различаться по следующим признакам:

  • типу работы;
  • теме работы;
  • уровню сложности задания с учетом развития учащихся.

Если задания для всех групп одинаковы, то чаще всего учащиеся воспринимают это как ситуацию соревнования групп.

Но не стоит  при организации групповой работы: принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать; разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один (а в каждом классе есть такие);давать для работы более 15–20 минут в 1–2 классах, более 20–30 минут в 3–4 классах; требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить продукт совместного труда; наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается постепенно на практике. Не следует переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужны время, практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы

Исходя из этого, поставила цель – развивать в учащихся способности к сотрудничеству. Эту работу в группах я использовала на уроках математики, русского языка, познания мира.

На протяжении практики были разработаны определенные правила работы в группе; старалась поощрять ту группу, которая работала в тесном сотрудничестве; как можно чаще привлекала к работе тех детей, к которые учащиеся испытывали неприязнь.

Ссылаясь  на то, что я хорошо знаю своих детей, решила поработать над созданием атмосферы сотрудничества в групповой работе.

При формировании групп я использовала различные формы группировки: деление при помощи пазлов; при помощи шахматных фигурок; отгадывание загадок; по цвету фишек; рисунков. Старалась заинтересовать детей в работе. Делала акцент на то, что все дети равны и все могут высказать свое мнение. Учитывала то, чтобы все дети могли пообщаться в разных группах, психологически настраивала всех на работу.

Первыми старалась выслушивать тех учащихся, которые были не уверенны в своих ответах, а после слушала детей более способных и талантливых.

Одаренный ученик отличается остротой мышления, любознательностью, легко учится, обнаруживает практическую смекалку. Своей задачей я ставлю не только выявить это, но и совершенствовать, развивать, сформировать и углубить их способности. При работе в группе они являются лидерами, этим они вовлекают в работу других ребят. На уроках при работе над составлением кластеров  одаренный учащийся  не боится записывать все, что приходит на ум. Он  научился  графически оформлять  текстовый материал. Дает волю  своему воображению и интуиции, при этом наблюдается познавательная мотивация. В групповой работе  он проявляет  настойчивость в решении проблем, но к тому же умело контролирует себя и терпимо относится к точкам зрения, отличным от его собственных. У одаренных учащихся  хорошо развито критическое мышление, они умеют строить различные выводы, давать  самооценку своей работе.

Окончательным этапом групповой работы является анализ деятельности работы группы, уяснение причин успеха, трудностей.

Рефлексия проходит по двум направлениям:
— ход исследования решения проблемы;
— деятельность членов группы.

Рефлексия основывается, прежде всего, на умении понять себя, свои чувства и чувства других, поэтому для развития рефлексивных способностей можно использовать следующие упражнения:

  • Представь, что ты камень, одуванчик, воздушный шар. Что ты чувствуешь? Сравни свои ощущения.
  • Изобрази, что ты чувствуешь, когда ешь лимон, конфету и т.д.
  • Изобразить различные чувства так, чтобы другие отгадали.
  • Покажи, что чувствует герой произведения
  • Покажи, что чувствуешь ты. Какое настроение.
  • Изобрази радость, горе, обиду и т.д.

После каждого задания дети делятся своими внутренними ощущениями, переживаниями, сравнивают их, стремятся понять. Что вызвало те или иные чувства.

Использование таких приемов в работе мне помогло изменить отношение учащихся друг к другу. Мои дети стали активнее работать на уроках, наблюдалась взаимоподдержка в коллективе, оказывали помощь слабым учащимся в работе.

Может быть, у меня не все получилось так, как я хотела, но я старалась, перестраивала себя и своих учащихся. Использование на своих уроках формы групповой работы убедило меня в том, что возрастает глубина понимания учебного материала; меняется характер во взаимоотношениях между детьми; исчезает безразличие; сплоченность класса резко возрастает.

И сейчас я вижу, что мои сегодняшние дети – другие. Они хотят и любят учиться, хотят узнавать новое, научились  анализировать свою работу и работу одноклассников, определять причину неудач и анализировать успехи. Они стали более сплоченными и дружными.

В дальнейшем я продолжу эту работу и постараюсь добиться хороших результатов в обучении.

И в заключении хочется сказать, что настоящий педагог, сколько живет и работает, столько и учится, потому что жизнь, пусть это и звучит банально, не стоит на месте. А если ты учитель и хочешь быть для своего ученика интересным, то решение здесь есть одно – учись. Но ведь можно, получив диплом об образовании, больше самому «не самообразовываться».

Но тогда Вам с детьми по школьной дороге просто не по пути.
Л.Н. Толстой сказал однажды, что хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце. И какие благодарности могут сравниться с этим счастьем!

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>