Формирование форм мыслительной и речевой деятельности

Формирование форм мыслительной и речевой деятельности  младших школьников с опорой на чувства языка и максимальное использование связных текстов на уроках русского языка предоставляют уникальную возможность формировать основные знания  и умения, которые и позволяют нам развивать ключевые компетенции учащихся.

  Поэтому большее внимание должно уделяться творческим работам на уроках русского языка.

  С 1–ого класса для развития самостоятельности мышления рекомендуется использование дополнительного  материала  разной степени сложности:

  • карточки, содержащие задания для развития мышления и речи,
  • нестандартные формы проведения уроков, на которых развиваются способности каждого ученика.

    При подготовке к любой творческой работе необходимо заботиться  об обогащении жизненных представлений детей:

  • проведение экскурсии в зимний (осенний) лес,
  • чтение  с детьми произведения художественной литературы на тему будущей работы.

Под руководством учителя дети делают вариативные заготовки, рабочие материалы для написания сочинения на определенную тему, усваивают слова определенной лексико-симантической группы.

Поэтому в каждой из работ проявляется индивидуальное восприятие природы, событий, экспоната и др.

 Конечно же, нужно поощрять детей за нестандартные поиски в развитии сюжета, за умелый выбор слов и словосочетаний при написании текста, за оригинальное заключение.

 Так  при написании во 2 классе сочинения-миниатюры о медведе, изображение которого было на доске, ученики предложили различные варианты собственных текстов: одна часть детей написала о Вини Пухе,  другая о повадках медведя (зимой впадает в спячку, любит мед и малину, очень любопытен), еще одна группа детей написала о медведе из русских народных сказок и только самая незначительная часть детей описала медведя, изображенного на картинке.

 И опять же, оценивать детей нужно не только выставляя балл за содержание, но и словесно. Нужно найти для всех детей слова одобрения,  одних  похвалить за находчивость, других за точность описания, третьих за умелое использование слов в тексте. Обратить внимание на правило написания текста: соответствие его теме, выделение главной мысли, взаимосвязь частей текста.

Рекомендуется использовать вопросы и задания по развитию речи, увязывая их с различными грамматическими темами:

    1) Составь устный рассказ на темы, например: «Наш класс», «За что я люблю свою улицу, город» и т.д.(При знакомстве с частями речи, 2 класс)

    2) Найди пословицы о весне, объясни их значение. Запиши 2-3 пословицы в тетрадь.(При знакомстве с предложением, 1 класс)

    3) Какие пословицы о дружбе ты знаешь? Приготовься рассказать о своем товарище. Глаголы в своем рассказе употребляй в настоящем времени. (При знакомстве с настоящим временем глаголов, 3 класс)

В системе письменных работ в начальных классах значение имеют диктанты. Они выполняют воспитательные и обучающие функции, приобщая детей к Великому русскому языку.

    По форме все диктанты можно разделить на 2 группы:

  1. Диктанты, тексты которых учащиеся записывают под диктовку учителя без изменений.
  2. Диктанты, в текст которых школьники вносят изменения, но изменения частичные.

 Остановимся на второй группе диктантов, так как целью является развитие мыслительной и речевой деятельности и творческих способностей учащихся.

                                    Словарный диктант.

Он способствует расширению лексического запаса учащихся. При проведении тематических словарных диктантов даются дополнительные задания:

  1. Дополнить ряд слов.
  2. Подобрать синонимы (антонимы).
  3. Составить и записать 1-2  предложения с этими словами.

Письмо по памяти.

 Самодиктант развивает память учащегося, закрепляет орфографические навыки, обогащает словарь школьников, расширяет кругозор.

    В процессе подготовки к диктанту ученики усваивают содержание текста, лексические значения слов, их  сочетаемость с другими словами, запоминают лучшие образцы стихотворной речи.

                                     Творческий диктант.

 Суть творческого диктанта заключается в том, что учащиеся изменяют грамматические формы данных слов или заменяют одни слова другими, вставляют слова в текст.

Например, во 2 классе по теме «Твердые и мягкие согласные» предлагается такой текст творческого диктанта:

«Красиво (в лесу) осенью. Листья (на березе) стали желтые. Ели и сосны (зеленые). (Птицы) не поют. Они (улетели) в теплые края.»

 Творческие диктанты активизируют мыслительную деятельность учащихся, формируют и развивают их речь, закрепляют навыки грамотного письма, вызывают  интерес к русскому слову.

                                    Свободный диктант.

 Свободный диктант – это запись под диктовку, при которой учащимся предоставляется право, сохраняя общий смысл диктуемого, свободно выбирать слова и располагать их в  предложении.

По сравнению с другими видами диктантов он имеет ряд преимуществ: развивает творческое и логическое мышление, способствует обогащению словаря, помогает овладению разговорной речью.

                                     Изложение.

Одним из видов творческих работ на уроках русского языка является изложение.

В 1 классе работа над изложением начинается с обучающих упражнений.

1. Работа с деформированным текстом. Такая работа имеет две цели:

  — Дети должны получить понятие о необходимости последовательности при передаче содержания и приучаться к соблюдению этой последовательности.

  -Это упражнение рассчитано на образование у детей навыка строить предложения так, чтобы выражать мысль ясно, точно.

2. Коллективная запись рассказа по частям.

3. Изложение по вопросам, подсказывающим слово для ответа. Такой вид изложения обучает первоклассника пользоваться готовым планом для составления простого рассказа.

4. Изложение по вопросам с более свободной передачей текста. Эти упражнения уже являются собственно изложением. Передавая содержание текста, учащиеся проявляют самостоятельность в конструировании предложений и в выборе слов. Одна из основных целей такого изложения показать учащимся возможность различных способов выражения мысли. При этом работа каждого ученика показывает уровень развития его речи.

5. Изложение на основе коллективного плана  рассказа. Цель в том, чтобы повысить сознательность ученика при соблюдении последовательности в передаче текста и одновременно укрепляется навык формулировать вопрос в соответствии с содержанием.

6. Изложение с использованием картинного плана. Письменные ответы на вопросы охватывают не все содержание разобранного текста. Для этих упражнений даются тексты большего объема, чем для полных изложений. Вопросы составлены таким образом, что общее число слов в ответах по тексту не будет превышать возможностей детей. Эти упражнения повышают сознательность учеников при проведении анализа полного текста. Выбор из рассказов материала дисциплинирует мышление учеников. Коллективная работа по составлению ответов укрепляет у учащихся навыки построения простого предложения, так как некоторых предложений в тексте не будет.

Во втором классе продолжается работа по обучению написания сочинений.

    Изложения 2 класса можно разделить на 2 группы:

  1. Изложения проводятся по готовому плану
  2. Составляется план коллективно под руководством учителя

Оба вида изложений проводятся на протяжении всего учебного года. Восстановив основные навыки работы над изложением по готовому плану, учитель уже в первой четверти включает в систему работы и обучение учащихся в составлении плана к тексту.

В изложении по готовому плану постепенно увеличивается объем рассказа и усложнение текста.

При планировании всех изложений принимается во внимание возможная связь с изучением программы по чтению и русскому языку.

Разновидностью изложений по готовому плану являются ответы по содержанию текста, разобранного полностью. Работа этого типа подготавливает учащихся к сжатому изложению в 3 классе.

При пересказе первых изложений следует уделить много внимания пересказу по частям, добиваясь при этом правильного построения ответов на вопросы плана простыми предложениями.

Постепенно вводятся назывные или двусоставные, а также в виде вопросительных предложений более обобщенного характера. Такие формулировки пунктов плана требуют развернутого изложения целого образца, а это нелегко для учеников. И в работе над такими планами следует тщательно редактировать. Можно один отрывок написать на доске, дать учащимся прочитать про себя,  а затем сравнить свой ответ с данным текстом.

В 3 классе появляется новый вид изложения – сжатое изложение.

Обучению сжатому изложению отводится особая роль, так как этот вид изложения является самым сложным.

Начинать обучать такому виду изложения нужно параллельно с уроками чтения. Учитель должен придерживаться двух условий:

  1. Рассказ должен быть хорошо разобран, понятна его главная мысль, чтобы учащиеся могли сознательно отобрать для изложения то, что подтверждает эту мысль.
  2. Учащиеся должны опираться на логичный, четкий, хорошо продуманный план изложения. Если план дается в готовом виде, то полезно провести сопоставление его с содержанием текста.

Первое изложение сжатого характера рекомендуется написать коллективно. Сжатую передачу одной части записывать всем в одинаковом виде. Сжатое изложение должно носить обучающий характер.

Сочинения в начальной школе тоже носят обучающий характер.

Сочинения в 1 классе.

В 1 классе на сочинения специальных уроков не отводится, а включается как этап урока. Тематика сочинений разнообразна, но лучше всего писать на основе экскурсий, сочинений по картине или по серии картин, сочинения-описания, сочинения на основе прочитанной книги или рассказа, сочинений по просмотренному мультфильму или кинофильму, сочинений на тему природы.

Для первоклассников важна выработка:

  1. умения коллективно составлять и под руководством учителя писать небольшой рассказ о своих играх, забавах, работе,
  2. умения излагать свои мысли по плану,
  3. строить простые предложения, правильно располагать в нем слова, видеть границы предложений,
  4. умение находить для выражения своих мыслей наиболее точные и выразительные слова.

В 1 классе вся работа идет устная: дать ответ на вопрос, работа с деформированным текстом и по серии картин, устные рассказы по прочитанному. Только к концу года можно провести письменное сочинение.

Сочинения во 2 классе.

В начале первой четверти сочинения проводятся также как и в 1 классе. От ответов на каждый вопрос ученики переходят к ответам, состоящим из 2-3 предложений. План сочинения не обязательно записан на доске. Нужно тренировать ребят в умении держать порядок мыслей в голове и ясно представлять ход событий.

Сочинения в 3 классе.

В основном проводятся так же, как и во 2 классе, с той лишь разницей, что учащиеся 3 класса могут более подробно развить сюжет картины, рассказав не только то, что они видят на ней, но и о том, что предшествует и может последовать дальше.

    План работы.

  1. Ученики рассматривают и рассказывают содержание каждой картины.
  2. Составление плана сочинения.
  3. Устное рассказывание по составленному плану, во время которого учитель следит за:

— выразительностью,

— правильным построением предложений,

— отображением главной мысли.

        4)  Уточнение последовательности изложения.

        5)  Работа над словом, выражениями, орфографическая подготовка.

        6)  Окончательный пересказ содержания.

        7)  Самостоятельная работа.

На уроках  сочинения рекомендуется  пользоваться памятками.

     Памятка.

  1. Пиши начало, вступление.
  2. Пиши на тему.
  3. Соблюдай последовательность изложения материала.
  4. Покажи свое отношение к тому, о чем ты пишешь.
  5. Не забывай сделать вывод, то есть заключение.

Проверь себя.

  1. Не пропустил ли ты буквы в словах.
  2. Правильно ли ты написал безударные гласные.
  3. Проверь звонкие и глухие согласные в середине и конце слов.
  4. Не уверен – спроси учителя.

 Формирование мыслительной и  речевой деятельности младших школьников  происходит при работе над сочинением-описанием. Описать можно любой знакомый предмет или животное. План описания дает учитель задача ученика – правильно ответить, полно раскрыть. Перед письмом сочинения учитель проводит небольшую беседу о предмете, затем переходит к тщательному рассмотрению предмета. Следующий этап: дается готовый план. Затем в целом готовом виде прослушивается рассказ 1-2 учеников. Затем проводится орфографическая подготовка, выбор точных слов, выражений.

    Сочинения на основе экскурсий.

Экскурсии можно проводить на стройку, в типографию, в больницу, библиотеку и др.

    Сочинения по наблюдениям.

Здесь тематика может быть самой разнообразной: майские праздники, новогодняя елка, проводы зимы, праздники, утренники.

К  сочинениям на основе экскурсий и по наблюдениям следует подходить дифференцировано. Целесообразно готовить специальные карточки для индивидуальной работы тем кто слабее. Это картинки с текстами, где нужно списать текст и распространить предложения, дописать свои предложения, озаглавить.

    Сочинения по опорным словам.

Каждому ученику дается индивидуальный пакет. В пакете картинки с опорными словами, которые нужно применить в сочинении.

     Сочинения по картинам художников.

 Вот одно из сочинений третьеклассника по картине И.Левитана «Март».

 «На этой  картине художник хочет изобразить весну. Видно, что на краю крыши подтаял снег. Кое-где на дороге виднеется грязь, лужицы. Деревья стали кое-где зелеными. От сильного потепления дом смотрится ярко желтым, как будто нагретым солнцем. Видно, что и конь пригрелся на солнышке.

 Удивительно прелестная погода. От деревьев падает красивого темно-синего цвета тень. Небо чистое голубое, ни единого облачка. С крыши капели нет, но  солнце греет, и это видно. Деревья издалека кажутся осенними. Дорога ведет налево, но из-за высоких сугробов ее не видно.

 Дверь в дом открыта, значит кто-то вошел. Наверно, хозяин этой лошадки и дома.

 Вся эта картина вызывает у меня радость, хорошее и доброе настроение. Хочется даже крикнуть: «Ура! Наконец-то весна уже рядом!»

 Грамотная речь – это залог успешного обучения и развития, возможность полноценно существовать в обществе.

Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. Лучшие педагоги и методисты говорили о необходимости развития речи ребенка, воспитания у него любви к родному языку. К.Д. Ушинский отмечал высокое значение развития речи ребенка в формировании его мыслительной деятельности для дальнейшего обучения. “Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета”.

Развивать речь — значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

В начальных классах она приобретает развернутый и объемный характер. Ведь в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. Известно много методов и приемов по развитию речи младших школьников. Приведу принципы, которыми следует руководствоваться, при развитии у детей речевой деятельности.

— Принцип научности. Содержание учебного материала и методы его изучения должны быть научными.   Иначе дети не смогут овладеть ос­новами научных знаний.

— Принцип систематичности. Знания в опыте человечества находятся в определенной системе. Их нельзя усваивать хаотично, в беспорядке.

— Принцип доступности. Учебный процесс теряет смысл, если его содержание бу­дет недоступным для усвоения.

— Принцип наглядности. Известно, что ощущения человека, получаемые от внешнего мира, являются первой ступенью его познания. На следующей ступени приобретаются знания в виде понятий, правил, законов. Чтобы знания учащихся были осознанными и отражали объективно существующую действительность, процесс обучения должен обеспечить опору их на ощущения. Наглядность как раз и выполняет эту функцию.

— Принцип сознательности и активности. Знания должны быть осознаны детьми, в противном случае материал быстро забывается.

— Знания, умения и навыки должны быть прочными, что­бы обеспечить высокое общее развитие. 

— Принцип индивидуализации. Индивидуальный подход повышает эффективность обучения, что давно замечено в практической деятельности учителей.

Таким образом, научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли и выражать эмоции, развивать умение общаться — сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда.

Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне: затрагивая его мысли и чувства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.