Действительно, урок литературного чтения- это та среда, где у учителя в руках уникальная возможность формировать основные знания и умения, которые и позволяют нам развивать ключевые компетенции учащихся.
Чтение является одним из видов речевой деятельности. Оно решает многие задачи: коммуникативные, познавательные, воспитательные, эмоционального воздействия.
Развитие навыка чтения во время обучения в начальной школе предполагает как формирование приёмов чтения целыми словами, так и постепенное введение чтения про себя, наращивание скорости чтения и овладение рациональными приёмами чтения. Параллельно с этим литературное образование и развитие предполагает подготовку полноценного читателя, способного воспринимать доступное возрасту художественное произведение адекватно авторскому замыслу.
Чтобы добиться хороших результатов, я использую различные упражнения. Так для включения в урок подходят упражнения:
- на релаксацию, которые одновременно настраивают детей на эстетическое восприятие произведения;
- на концентрацию внимания;
- на расширение бокового поля зрения, например: «Найди лишнюю букву» (при этом даётся установка — глаза вести слева направо), «Зелёная точка» (фиксируя взгляд на точке, замечать фрагменты текста).
Приведу ряд фрагментов уроков, где использовались мной данные упражнения.
1. Упражнение на релаксацию, которое помогло устранить волнение и одновременно настроить учащихся на эстетическое восприятие произведения.
— Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Опустите веки.
(Звучит успокаивающая музыка).
— Расслабьте мышцы лица, шеи, плеч, мышцы рук, ног. Дыхание ровное и спокойное. На счёт пять откройте глаза
(Считаю до пяти).
— Что вы почувствовали?
— Музыка успокоила вас. Она может вызвать другие, более глубокие чувства. За это мы бываем, благодарны музыкантам: композитору и исполнителям.
2. Для развития концентрации внимания, использую упражнение «Осмысленное чтение». Учащимся раздаю различные печатные тексты. Хорошо читающий ученик читает рассказ. Например: «Какой подарок самый лучший». В это время все ребята вычёркивают заданные буквы в своих текстах, строго двигаясь по строке слева направо. Одновременно они внимательно слушают ученика, чтобы затем ответить на вопросы:
— Что подарили Кате на день рождения?
— Какой подарок самый лучший?
— Почему?
Затем провожу взаимопроверку вычеркнутых букв.
3. Упражнение на расширение бокового поля зрения « Зелёная точка» при работе над произведениями А. Л. Барто (1 класс).
Вокруг зелёной точки располагаю, иллюстрации игрушек: зайки, мишки, лошадки и др. Детям предлагается сконцентрировать взгляд на зелёной точке в течение короткого промежутка времени. Далее спрашиваю:
— Что увидели?
— Как сказать, одним словом? (Игрушки).
Далее предлагаю прочитать наизусть стихотворения про эти игрушки. Как правило, дети читают стихи А. Л. Барто из цикла «Игрушки». Данное упражнение так же вызывает у ребят желание познакомиться с новыми произведениями А. Л. Барто.
В течение урока работаю над развитием навыков чтения. Для этой цели использую различные упражнения: Вы сейчас их видите на слайде
- чтение вслух;
- чтение про себя;
- жужжащее чтение;
- хоровое чтение;
- чтение «цепочкой» (по слову, предложению, абзацу);
- чтение в темпе скороговорки;
- бинарное чтение (два ученика одновременно);
- «Прыжки» (через слово, через строчку);
- «Прятки» (найти слово с определённым признаком);
- «Фотоглаз» (чтение за короткое время, воспроизведение прочитанного);
- «Ловушка»
Одним из любимых упражнений детей является «Ловушка». Учитель читает стихотворение, заменяя некоторые слова и выражения. Дети замечают и исправляют ошибки в чтении.
Для формирования навыков выразительного чтения использую следующие методы и формы работы:
- выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений;
- выделение голосом различных слов в предложении;
- работу над артикуляцией (звуки, слоги, скороговорки, труднопроизносимые слова, чёткость окончаний, чтение на одном дыхании);
- чтение одного предложения с разной интонацией;
- «Эхо» (за учителем);
- чтение с настроением (угадать настроение читающего ученика);
- «Голоса» (подражая кому-либо);
- чтение с изменением голоса героя;
- по ролям;
- инсценирование;
- работа над художественными средствами поэтической речи, как в лирическом, так и в прозаическом произведении (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения);
- конкурс чтецов.
Основная задача урока не может сводиться к формированию техники чтения и воспроизведению основного содержания прочитанного. На первый план выходит формирование художественного мышления. В течение урока веду работу над развитием речи и творческого воображения в процессе анализа литературного произведения.
Использую следующие упражнения для понимания смысла текста:
- работа над лексическим значением слов;
- работа со словарём;
- озаглавливание текста;
- составление плана или нахождение ключевых слов;
- нахождение кульминационного момента;
- определение темы, главной мысли;
- «Фотографирование» и определение содержания по иллюстрации;
- предугадывание;
- фантазирование с опорой на иллюстрацию, а так же при изменении одного из условий или же придумать продолжение рассказа;
- выборочное чтение;
- восстановление текста (даются фрагменты);
- определение авторского замысла, идеи произведения;
- составление кроссвордов по тексту;
- викторины по произведениям;
- мини-сочинения с целью анализа характера и поступка героя;
- составление ребусов, загадок;
- подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему урока.
Приведу некоторые фрагменты урока литературного чтения В.А.Асеева «Три товарища».
Предугадывание.
— Догадайтесь по названию, о чём этот рассказ?
Упражнение «Фотоглаз».
— Откройте учебник. Рассмотрите иллюстрацию (2 секунды).
— Закройте учебники.
— Что вы увидели?
— Это наше время?
— Что ещё заметили?
Фантазирование, вычитывание подтекста.
— Если бы вы встретили Колю и Мишу, чтобы вы им сказали?
— Кто из ребят оказался настоящим другом?
— Как вы думаете будет ли дружба между ними продолжаться ?
— Какой вывод вы сделали для себя?
Специфика работы на уроках литературного чтения заключается в том:
1. Детям даются литературоведческие термины: поэзия, проза, рассказ, тема, портрет, юмор, диалог, монолог и сравнение Этим самым мы обеспечиваем непрерывность литературного образования.
2. На уроках литературного чтения учащиеся овладевают различными способами эстетической деятельности. Например: учатся сопереживать героям произведения, овладевают пониманием авторского замысла, учатся приёмам рефлексии на уроках и т. д.
Художественное произведение в начальной школе мы рассматриваем как произведение искусства слова.
При работе над лирическим произведением мы обнаруживаем не просто слова, а художественные образы. Здесь очень важны символы, в которых выражается авторское переживание. Так при анализе лирического произведения выделяю следующие этапы:
1. Первичное чтение текста (обязательно целостное).
2. Выявление основного авторского настроения. Задаю 1 – 2 вопроса:
— Сколько мнений?
— Сколько читательских восприятий?
3. Выявление авторского переживания с помощью анализа художественно-изобразительных средств: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.
При работе над рассказом выделяю следующие этапы анализа:
1. Целостное первичное чтение.
Задача данного этапа состоит в том, чтобы дать общее представление о событиях, запечатлённых в рассказе. Тема определяется в общем виде. Задаю 2 -3 вопроса:
— О чём этот рассказ?
— Какие события запомнились?
— Назовите героев рассказа?
2. Сюжетный анализ художественного произведения.
Здесь предполагается анализ эпизодов рассказа в их последовательном изложении. Делим рассказ на части и анализируем каждую часть отдельно. Составляем цитатный план или используем метод нахождения ключевых (опорных) слов.
3. Композиционный анализ (структура, построение произведения).
На этом этапе выделяются следующие элементы:
- экспозиция – начало
- завязка – начало главного события
- развитие действия
- кульминация – самый напряжённый момент
- развязка – чем заканчивается, финал
На этом этапе главное – найти кульминацию.
4. Работа над идеей рассказа.
— С какой целью написан рассказ?
— Каков авторский замысел?
Идею обнаруживаем с помощью характеристики главного героя, анализа поступка героя, выявления причинно-следственных связей.
Хочется уделить несколько слов ещё одному жанру литературного произведения – басне. С данным жанром учащимся предстоит познакомиться в 3 классе. При работе над басней выделяю следующие этапы:
1. Первичное чтение.
2.Анализ структуры (композиции). 1часть – рассказ, 2 часть – мораль.
3. Осмысление морали.
4. Выяснение аллегорического смысла. Здесь размышляем над действиями персонажей.
5. Раскрытие специфики юмора в басне (сатира). Все герои вызывают насмешливое отношение.
Завершающим этапом каждого урока является учебная рефлексия. Она направлена на выявление затруднений, проблем, ошибок и выяснение их причин. Задаю вопросы:
— Какие задания вызвали затруднение?
— В чём затруднение?
— Какие получились лучше?
Важнейшими показателями результативности уроков литературного чтения являются мотивированность и самоконтроль в читательской деятельности младших школьников. Постоянно задаю вопросы, которые помогают осмысливать свою работу и контролировать её ход. Например:
- Зачем читать третий раз?
- Зачем читать дома текст, прочитанный несколько раз на уроке?
- В конце года провожу анкетирование:
- Любите ли вы читать?
- Зачем вы читаете?
Характерны ответы: «Мне нравится читать, я
становлюсь лучше», «Читать интересно, я узнаю много нового», «Чтение помогает
хорошо учиться» и др.
Таким образом, использование учителями начальных
классов технологии формирования навыков чтения и литературной деятельности
позволяет повысить читательский интерес, а так же качество обучения
чтению.