Формы и методы работы на уроках литературного чтения, формирующие ключевые компетенции учащихся

Действительно, урок литературного чтения- это та среда, где у учителя в руках уникальная возможность формировать основные знания и умения, которые и позволяют нам развивать ключевые компетенции учащихся.

Чтение является одним из видов речевой деятельности. Оно решает многие задачи: коммуникативные, познавательные, воспитательные, эмоционального воздействия.

Развитие навыка чтения во время обучения в начальной школе предполагает как формирование приёмов чтения целыми словами, так и постепенное введение чтения про себя, наращивание скорости чтения и овладение рациональными приёмами чтения. Параллельно с этим литературное образование и развитие предполагает подготовку полноценного читателя, способного воспринимать доступное возрасту художественное произведение адекватно авторскому замыслу.

Чтобы добиться хороших результатов, я использую различные упражнения. Так для включения в урок подходят упражнения: 

  • на релаксацию, которые одновременно настраивают детей на эстетическое восприятие произведения; 
  • на концентрацию внимания; 
  • на расширение бокового поля зрения, например: «Найди лишнюю букву» (при этом даётся установка — глаза вести слева направо), «Зелёная точка» (фиксируя взгляд на точке, замечать фрагменты текста). 

Приведу ряд фрагментов уроков, где использовались мной данные упражнения.

1. Упражнение на релаксацию, которое помогло устранить волнение и одновременно настроить учащихся на эстетическое восприятие произведения.

— Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Опустите веки.

(Звучит успокаивающая музыка).

— Расслабьте мышцы лица, шеи, плеч, мышцы рук, ног. Дыхание ровное и спокойное. На счёт пять откройте глаза

(Считаю до пяти).

— Что вы почувствовали?

— Музыка успокоила вас. Она может вызвать другие, более глубокие чувства. За это мы бываем, благодарны музыкантам: композитору и исполнителям.

2. Для развития концентрации внимания, использую упражнение «Осмысленное чтение». Учащимся раздаю различные печатные тексты. Хорошо читающий ученик читает рассказ. Например: «Какой подарок самый лучший». В это время все ребята вычёркивают заданные буквы в своих текстах, строго двигаясь по строке слева направо. Одновременно они внимательно слушают ученика, чтобы затем ответить на вопросы:

— Что подарили Кате на день рождения?

— Какой подарок самый лучший?

— Почему?

Затем провожу взаимопроверку вычеркнутых букв.

3. Упражнение на расширение бокового поля зрения « Зелёная точка» при работе над произведениями А. Л. Барто (1 класс).

Вокруг зелёной точки располагаю, иллюстрации игрушек: зайки, мишки, лошадки и др. Детям предлагается сконцентрировать взгляд на зелёной точке в течение короткого промежутка времени. Далее спрашиваю:

— Что увидели?

— Как сказать, одним словом? (Игрушки).

Далее предлагаю прочитать наизусть стихотворения про эти игрушки. Как правило, дети читают стихи А. Л. Барто из цикла «Игрушки». Данное упражнение так же вызывает у ребят желание познакомиться с новыми произведениями А. Л. Барто.

В течение урока работаю над развитием навыков чтения. Для этой цели использую различные упражнения: Вы сейчас их видите на слайде

  • чтение вслух; 
  • чтение про себя; 
  • жужжащее чтение; 
  • хоровое чтение; 
  • чтение «цепочкой» (по слову, предложению, абзацу); 
  • чтение в темпе скороговорки; 
  • бинарное чтение (два ученика одновременно); 
  • «Прыжки» (через слово, через строчку); 
  • «Прятки» (найти слово с определённым признаком); 
  • «Фотоглаз» (чтение за короткое время, воспроизведение прочитанного); 
  • «Ловушка»

Одним из любимых упражнений детей является «Ловушка».  Учитель читает стихотворение, заменяя некоторые слова и выражения. Дети замечают и исправляют ошибки в чтении.

Для формирования навыков выразительного чтения использую следующие методы и формы работы:

  • выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений; 
  • выделение голосом различных слов в предложении; 
  • работу над артикуляцией (звуки, слоги, скороговорки, труднопроизносимые слова, чёткость окончаний, чтение на одном дыхании); 
  • чтение одного предложения с разной интонацией; 
  • «Эхо» (за учителем); 
  • чтение с настроением (угадать настроение читающего ученика); 
  • «Голоса» (подражая кому-либо); 
  • чтение с изменением голоса героя; 
  • по ролям; 
  • инсценирование; 
  • работа над художественными средствами поэтической речи, как в лирическом, так и в прозаическом произведении (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения); 
  • конкурс чтецов.

Основная задача урока не может сводиться к формированию техники чтения и воспроизведению основного содержания прочитанного. На первый план выходит формирование художественного мышления. В течение урока веду работу над развитием речи и творческого воображения в процессе анализа литературного произведения.

Использую следующие упражнения для понимания смысла текста:

  • работа над лексическим значением слов;
  • работа со словарём;
  • озаглавливание текста; 
  • составление плана или нахождение ключевых слов; 
  • нахождение кульминационного момента; 
  • определение темы, главной мысли; 
  • «Фотографирование» и определение содержания по иллюстрации; 
  • предугадывание; 
  • фантазирование с опорой на иллюстрацию, а так же при изменении одного из условий или же придумать продолжение рассказа; 
  • выборочное чтение; 
  • восстановление текста (даются фрагменты); 
  • определение авторского замысла, идеи произведения; 
  • составление кроссвордов по тексту; 
  • викторины по произведениям; 
  • мини-сочинения с целью анализа характера и поступка героя; 
  • составление ребусов, загадок; 
  • подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему урока. 


Приведу некоторые фрагменты урока литературного чтения В.А.Асеева «Три товарища».

Предугадывание.

— Догадайтесь по названию, о чём этот рассказ?

Упражнение «Фотоглаз».

— Откройте учебник. Рассмотрите иллюстрацию (2 секунды).

— Закройте учебники.

— Что вы увидели?

— Это наше время?

— Что ещё заметили?

Фантазирование, вычитывание подтекста.

— Если бы вы встретили Колю и Мишу, чтобы вы им сказали?

— Кто из ребят оказался настоящим другом?

— Как вы думаете будет ли дружба между ними продолжаться ?

— Какой вывод вы сделали для себя?

Специфика работы на уроках литературного чтения заключается в том:

1. Детям даются литературоведческие термины: поэзия, проза, рассказ, тема, портрет, юмор, диалог, монолог и сравнение Этим самым мы обеспечиваем непрерывность литературного образования.

2. На уроках литературного чтения учащиеся овладевают различными способами эстетической деятельности. Например: учатся сопереживать героям произведения, овладевают пониманием авторского замысла, учатся приёмам рефлексии на уроках и т. д.

Художественное произведение в начальной школе мы рассматриваем как произведение искусства слова.

При работе над лирическим произведением мы обнаруживаем не просто слова, а художественные образы. Здесь очень важны символы, в которых выражается авторское переживание. Так при анализе лирического произведения выделяю следующие этапы:

1. Первичное чтение текста (обязательно целостное).

2. Выявление основного авторского настроения. Задаю 1 – 2 вопроса:

— Сколько мнений?

— Сколько читательских восприятий?

3. Выявление авторского переживания с помощью анализа художественно-изобразительных средств: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения. 

При работе над рассказом выделяю следующие этапы анализа:

1. Целостное первичное чтение.

Задача данного этапа состоит в том, чтобы дать общее представление о событиях, запечатлённых в рассказе. Тема определяется в общем виде. Задаю 2 -3 вопроса:

— О чём этот рассказ?

— Какие события запомнились?

— Назовите героев рассказа?

2. Сюжетный анализ художественного произведения.

Здесь предполагается анализ эпизодов рассказа в их последовательном изложении. Делим рассказ на части и анализируем каждую часть отдельно. Составляем цитатный план или используем метод нахождения ключевых (опорных) слов.

3. Композиционный анализ (структура, построение произведения).

На этом этапе выделяются следующие элементы:

  • экспозиция – начало 
  • завязка – начало главного события 
  • развитие действия 
  • кульминация – самый напряжённый момент 
  • развязка – чем заканчивается, финал 

На этом этапе главное – найти кульминацию.

4. Работа над идеей рассказа.

— С какой целью написан рассказ?

— Каков авторский замысел?

Идею обнаруживаем с помощью характеристики главного героя, анализа поступка героя, выявления причинно-следственных связей.

Хочется уделить несколько слов ещё одному жанру литературного произведения – басне. С данным жанром учащимся предстоит познакомиться в 3 классе. При работе над басней выделяю следующие этапы:

1. Первичное чтение.

2.Анализ структуры (композиции). 1часть – рассказ, 2 часть – мораль.

3. Осмысление морали.

4. Выяснение аллегорического смысла. Здесь размышляем над действиями персонажей.

5. Раскрытие специфики юмора в басне (сатира). Все герои вызывают насмешливое отношение.

Завершающим этапом каждого урока является учебная рефлексия. Она направлена на выявление затруднений, проблем, ошибок и выяснение их причин. Задаю вопросы:

— Какие задания вызвали затруднение?

— В чём затруднение?

— Какие получились лучше?

Важнейшими показателями результативности уроков литературного чтения являются мотивированность и самоконтроль в читательской деятельности младших школьников. Постоянно задаю вопросы, которые помогают осмысливать свою работу и контролировать её ход. Например: 

  • Зачем читать третий раз? 
  • Зачем читать дома текст, прочитанный несколько раз на уроке? 
  • В конце года провожу анкетирование: 
  • Любите ли вы читать? 
  • Зачем вы читаете? 


Характерны ответы: «Мне нравится читать, я становлюсь лучше», «Читать интересно, я узнаю много нового», «Чтение помогает хорошо учиться» и др. 

Таким образом, использование учителями начальных классов технологии формирования навыков чтения и литературной деятельности позволяет повысить читательский интерес, а так же качество обучения чтению. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.