Взаимодействия, ведущие к нарушению формирования у ребенка здоровой самооценки:
- постоянная, чрезмерная критика;
- идеализация ребенка («ты — лучший»);
- осуждение ребенка, навешивание на него ярлыков, негативное восприятие;
- отчуждение ребенка;
- запугивание потерей любви («будешь непослушным — отдадим тебя в интернат, нам такой сын не нужен»);
- негативные отношения с ребенком, нарушенное общение;
- чрезмерные обвинения;
- сравнение с другими детьми, особенно негативное;
- разочарование в ребенке;
- отсутствие помощи в преодолении трудностей.
Взаимодействия, ведущие к формированию у ребенка здоровой самооценки:
- безусловное принятие ребенка;
- позитивные отношения с ребенком, основанные на любви, уважении и вере в него;
- похвала, поощрение, но вместе с тем и сочувственная, без осуждения критика;
- помощь ребенку в восприятии ценности и важности каждой личности, неосуждающем восприятии недостатков других;
- помощь в понимании того, что, хотя все люди имеют разные способности и ограничения, это не причина для вывода, что кто-то лучше или хуже, а скорее возможность к взаимодополнению и взаимопомощи;
- развитие способностей ребенка, помощь в самореализации;
- обучение важным жизненным навыкам (как прямое, так и через моделирование), помощь в преодолении трудностей;
- помощь ребенку в адекватном восприятии как успехов, так и неудач.