Варианты работы с текстом

Работа с текстом на уроках русского языка и литературного чтения в 3 классе.

        Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать.

       При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые явления и   их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст.

       К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его стилистического и художественного своеобразия.

      В систему вопросов  для анализа текста включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации. Определяя  тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания, различая текст и составляющие его части как единицы речи, определяя общую тему текста, составляя план, различая абзацы, подбирая антонимы и синонимы к словам, определяя сравнение и олицетворение, вставляя пропущенные орфограммы и доказывая свой выбор, ученик использует ранее полученные знания на уроках русского языка и литературного чтения.

      Работа с текстом способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать её. В ходе работы  развивается внимание к языковой  стороне текста, к деталям.

     Работая с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым  материалом, ученик тренирует свою зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

       С целью развития познавательной активности внесены такие виды работы, как заполнение таблицы на основании содержания прочитанного текста, работа с иллюстрациями.

       При работе с текстом осуществляется системный подход к  изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.

                             Вариант 1

  1. Прочитай текст.

                          Синица.

В саду с ветки на ветку перелетает небольшая шустрая птичка, ростом поменьше во серая, воробья. Спинка у неё серая, грудка жёлтая, на головке чёрная бархатная шапочка. Это птица – синица. В сад она за добычей прилетела: за жучками и за гусеницами.

   Большой вред они приносят садам. Одни грызут листья на садовых деревьях, другие портят плоды. Возьмёшь яблоко, разломишь его пополам, а внутри червячок. Вот этих – то вредителей и ловит синица, недаром её называют сторожем наших садов. Увидит своим зорким глазом  добычу, схватит её клювом и съест.

                                                            ( 83 слова )

                                                   ( По Г. Скребицкому )

  • Определи главную тему текста.
  • Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение.
  • Подбери к данному прилагательному синоним.

Шустрая птичка — ____________________________________

  • С какой птицей сравнивает автор синицу?
  • Заполните таблицу, используя слова текста.
О птице Какая?
Спинка  
Грудка  
Головка  
  • Как в народе называют синицу?
  • КА кой вред приносят садам жучки, червячки и гусеницы? Подчеркни в тексте ответ.
  •  Образуй разные формы слова.

Синица — __________________,____________________,____________________  .

                  Вариант 2.

  1. Прочитай текст.

         Со всего света устремляются весной на север длинноносые птицы. Они летят над морями и лесами, преодолевая огромные расстояния. Почему их так манит великая холодная равнина? Всё очень просто. Летняя тундра – это огромный щедрый стол. На зелёной скатерти находят себе угощение миллионы птиц. Особенно ждут в тундре гостей с длинными носами. Здесь столько комариков, червячков, личинок! Каждый клочок земли набит ими доверху. Взять такое угощение можно лишь длинным клювом. Вот почему в тундре есть спрос на длинный нос. Кстати, долгоносики прилетели! Вот они, все как на подбор!

                                           ( 86 слов )

                                       ( По А. Тихонову )

  • Определи главную тему текста.
  • Раздели текст на три части. Озаглавь каждую часть.

1.

2.

3.

        4.  Определи  тип текста: повествование, описание, рассуждение.

       5.   Запиши, с чем сравнивает автор летнюю тундру.

       6.  Подбери к данным словам синонимы.

         Преодолевая — _________________________________

        Набит доверху — _________________________________

       Все как на подбор — _______________________________

       7.   Вставь пропущенные буквы. Подбери проверочные слова.

       (над) м__рями — __________________________

       (над) л__сами — ___________________________

       (на) з__лёной — ___________________________

        8.   Выпиши из текста 

   — вопросительное предложение

  — восклицательное предложение

        9.   Почему в летнюю тундру прилетают птицы с длинным носом? Подчеркни в тексте ответ.

                                      Вариант 3.

  1. Прочитай текст.

       Грызуны – это отряд животных, обладающих острыми передними зубами, которые растут на протяжении всей жизни. С помощью своих зубов животные разгрызают пищу, выкапывают в  земле норы и гнёзда. Бобры могут перегрызть даже деревья, из которых они строят речные плотины для своих жилищ.

      В число двух тысяч видов грызунов входят также мыши, крысы, дикобразы и белки. Самый большой грызун в Южной Америке  — капибара, или воздушная свинья. Она похожа на гигантскую морскую свинку длиной один метр двадцать пять сантиметров и весом свыше сорока пяти килограммов. Самый маленький грызун – европейская полевая мышь. Её длина всего около семи сантиметров.

                                    ( 94 слова)

                                 ( По   энциклопедии «Хочу всё знать»)

  • Определи стиль текста: научный, художественный или публицистический.
  • Какова главная тема текста?
  • Выпиши один из предложенных заголовков, наиболее полно отражающий содержание текста.

«Грызуны», «Самый большой грызун», «Бобры и мыши».

  • Подчеркни грамматическую основу второго предложения.
  • Выпиши из третьего предложения по одному словосочетанию к каждой схеме.

глагол  +  существительное

прилагательное  + существительное

  • Подбери и запиши слова – антонимы.

Острые  — ___________________________

Передние  — __________________________

Выкапывать  — ________________________

Маленький  — _________________________

  • Заполни таблицу, используя слова текста.
Животные Что нового узнал(а)?
Бобры    
Воздушная свинья    
Полевая мышь    
  • Вставь пропущенные буквы. Выдели корень в однокоренных словах.

    С помощью пл__тин б__бры п__днимают уровень в__ды в в__доёмах.  Глубина запруженного м__стечка такая, что в__дное пространство зимой не пром__рзает до дна.

                    Вариант 4.

  1. Прочитай текст.

         Зелёный ковёр растений покрывал землю за долго до появления человека. Первобытные леса кормили множество обитавших в них разнообразных животных и птиц.

        Но цивилизация развивалась, и люди наступали на природу. Огнём и топором они постепенно изменили облик планеты. Там,  где когда – то шумели дремучие леса, появились плодовые пашни. Из деревьев люди научились строить дома.

       Читай книги о жизни деревьев, и ты узнаешь о том, как они растут, плодоносят и умирают.

       От загрязнения воды и воздуха гибнут леса в развитых странах.  Из — за потребности в древесине под угрозой исчезновения и тропические леса.

       Леса дарят людям чистый воздух. Будем же надеяться, что человечеству удастся сохранить их, и наши потомки научатся жить в согласии с природой.

                                               ( 111 слов )

                                           (По Г. Ханнелору )

  • Определи главную тему текста.
  • Определи главную мысль текста.
  • Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение.
  • Отметь в данных словосочетаниях главное слово.

  первобытные леса

  из – за потребности в древесине

  дарят людям

  в согласии с природой

  • Найди и подчеркни в тексте побудительные предложения.
  • Дополни недостающие пункты плана.

1._______________________________________

2.Цивилизация наступает.

3._______________________________________

4._______________________________________

        8.  вставь пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова.

      Корни прочно закр__пляют (___________) ств__лы (____________) д__ревьев (___________) в  з__мле (___________) и снабжают раств__рёнными (_____________) минеральными веществами.

       9.Объясни выражения.

         «люди наступали на природу»

        «огнём и топором изменили облик планеты»

Предложенный материал соответствует образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.